Дизайн интерьера. Витраж в интерьере.
Понятно, что не один, не два предмета составляют интерьер. Ведь каждый из них, как правило,
имеет своё практическое назначение и способен удовлетворить лишь одну человеческую потребность.
А человек собирает вокруг себя то, что ему нужно для жизни.
Этим, прежде всего и обуславливается необходимость общего решения дизайна интерьера.
В последнее же время всё настойчивее и последовательнее заявляют о себе не только функциональные, но и эстетические требования.
Наконец, следует учесть, что витраж начинает полновесно звучать только в ансамбле с другими предметами, которые все вместе образуют интерьер.
Именно потому, что эмоциональное звучание отдельного витража недостаточно явственно, возникает художественная необходимость в
организации большого интерьерного ансамбля. Такой интерьер призван создать вокруг человека замкнутую эмоционально насыщенную среду,
способную активно воздействовать на его чувства и вызывать определённый душевный настрой.
Сегодня принцип ансамбля стал одним из основных в монументально-декоративном искусстве
и архитектуре ( сразу уточним: под ансамблем интерьера мы понимаем организованную художественную систему,
где всё взаимосвязано и обусловлено единым художественным замыслом и функциональным назначением каждого предмета).
Вместе с тем в современном интерьере ясно намечается тенденция к его психологизации,
отчётливо ощущается стремление выразить определённое эмоциональное отношение к миру средствами композиции.
Художественный витраж - своего рода объёмная живопись. Действительная цельность витража достигается…
тщательно подобранной гаммой цветного стекла, сопоставлением фактур, ритмом линий, игрой света и тени, соотношением
разных пространственных величин. Витраж может концентрировать на себе внимание, играть основную организационную роль,
диктовать ритмический строй всего интерьера. В зависимости от функционального назначения разных помещений или отдельных
зон одного помещения, в одном интерьере могут быть один, два и даже более, различных витражей. В любом случае,
витражи всегда должны быть
связаны, образуя единое целое. Отмечу способность некоторых витражных композиций зрительно
изменять пространство помещения, суживая его и увеличивая по высоте или, наоборот расширяя и уменьшая по высоте.
Огромная роль в образном решении современного интерьера принадлежит цвету и колористическим отношениям в пространственной среде,
обладающим большой силой эмоционального воздействия на человека. Ранее уже отмечалось, что витраж, «настраивая» психику человека
на определённый лад, вызывает у него определённый строй мыслей и чувств.
Цветовой колористический дизайн современного витража предусматривает в основном следующие два направления:
тональное, когда за основу берётся один вид стекла и дополняется близкими к нему цветами (сочетание родственных цветов)
или же когда используется витражное стекло одного цветового тона, но разной насыщенности и светлоты (однотоновые гармонии).
В результате создаётся единая спокойная гамма цветов, которая не отвлекает, позволяет сосредоточиться, успокаивает;
с применением сочетаний родственно-контрастной и контрастной палитры художественного стекла. При этом следует учитывать,
что контрастные сочетания цветов витражного стекла в интерьере часто дополняются нейтральными ахроматическими или близкими
к ахроматическим цветам, которые смягчают активность, цветовую агрессивность контрастных витражей, одновременно подчёркивая
их сочность. Кроме того, в настоящее время при решении интерьера нередко одновременно используют сочетания тональные и контрастные
(как в различных помещениях, так и в различных зонах одного интерьера). При рассмотрении функций витражей в убранстве жилого или
общественного интерьера как произведений декоративно-прикладного искусства исходными, определяющими факторами всегда являются общая
колористическая тема и орнаментальный строй конкретного интерьера. Разработка витражных композиций должна обусловливаться образным решением
интерьера. Отсюда необходимость вести работу над эскизом витража и эскизом интерьера параллельно.
|