Эскизы витражей в интерьере
Работу по художественному оформлению интерьера нужно начинать с выполнения его предварительного эскиза;
именно концептуальное решение и определяет место и характер витража в интерьере. После того как в предварительном эскизе
удалось найти общее композиционное решение витража и его функции в интерьере, можно приступать к конкретизации образа
витражного рисунка, к поискам ритма, цвета, необходимых деталей в эскизе. Естественно, в процессе работы над композицией
витража первоначальная идея, закреплённая в предварительном эскизе интерьера, может видоизмениться, получив другое направление.
Более того, вынашивание и продумывание первоначального замысла при его конкретизации может привести к трансформации замысла вплоть
до отрицания первоначальной идеи. В данном случае более консервативными элементами, безусловно, являются найденные масштабные
соотношения, зависящие от масштабов окружающей среды. Только после конкретизации композиционного образа витража необходимо вновь
вернуться к проектированию интерьера. Если на первых этапах эскиз интерьера может выполняться в черно-белом варианте с введением 1-2
хроматических цветов, то в завершённом эскизе необходимо стремиться к обобщённому цветовому решению, к тому, чтобы витражный орнамент,
даже если он и не строится на активном цвете, воспринимался, как главный рисунок изображения и предельно ясно выявлял идею
художественного замысла.
Одновременно с работой над завершенным эскизом интерьера
художник обычно заканчивает эскиз витража или декоративной росписи в
масштабе 1:10 или 1:20. Нельзя при выполнении эскиза витража принимать за основу стол,
стул, часть ткани, обои, одним словом – небольшой фрагмент интерьера. Эскиз в этом случае не
в состоянии по-настоящему помочь художнику создать композицию витража, и проблема стилевого единства ансамбля
( а следовательно, и образа рисунка витража) остаётся нерешенной.
Интерьер всегда трёхмерен, поэтому строить его надо, следуя законам перспективы.
В то же время отнюдь не любое перспективное изображение интерьера в равной степени будет
отвечать задачам, которые стоят перед
художником, проектирующим в интерьере витражи. И здесь
очень важно допущение некоторых условностей, которые позволяют достаточно убедительно показать витраж и
его окружение. Например, при изображении перспективы в проекте для различных предметов могут быть предусмотрены
два разных уровня горизонта. Другой случай – для более широкого охвата пространства интерьера и с целью избавления
от стремительных перспективных сокращений рисунка витража можно взять несколько разных точек схода. При проектировании
интерьера иногда не только допустима, но и целесообразна условная характеристика пространства вплоть до применения для витражных панно
обратной перспективы. Правда, обратную перспективу следует использовать не как метод построения перспективы интерьера, а лишь как элемент
в сочетании с перспективой обычной. Наконец, при решении общественного интерьера, при больших размерах помещения, художник часто использует
развёртку помещения (фронтальный показ двух, трёх или четырёх стен). При создании эскиза интерьера можно для большей остроты пренебречь в
известной степени отдельными законами перспективы; следует только помнить, что это всегда делается во имя более полного раскрытия роли витража
в данном интерьере. Творческий процесс создания эскизов витражей немыслим без использования знаний и опыта предшествующих поколений.
Вместе с тем, это всегда эмоциональное выражение личных чувственных переживаний художника,
связанных с отображением тех или иных объектов и
явлений природы, мотивов народного творчества и т. п. Любое искусство - это органичное единство знаний, опыта с интуицией, с эмоциональным
творчеством. С учетом всего сказанного становится тем более понятной важность качественной подготовки специалистов. Наши художники представляют Санкт-Петербургскую школу – они выпускники Государственной Художественно-Промышленной Академии имени А.Л.Штиглица.
|